Автомобили-роботы наступают на человека-водителя по всем фронтам, и на службе у них знатоки статистики и мастера маркетинга, однако было вполне ожидаемо, что со временем у идеи доверить руль автомобиля бездушной машине появятся соперники, готовые вооружиться аргументами не хуже, чем у иных маркетологов.
Да, люди не самые ответственные персонажи на дорогах, отрицать это тяжело. Мы набираем СМС, фотографируем себя любимых и бесконечно болтаем по телефону - с этим определенно нужно что-то делать, и срочно. Но это отнюдь не повод вырывать у человека руль прямо из рук, не так уж давно мы его получили, чтобы столь бездарно утратить. Действительно ли будет лучшим решением целиком и полностью доверить свою жизнь роботу и не иметь более никакого отношения к вождению собственным авто?
Рассмотрим пару случаев, произошедших не так давно. Для начала обратим внимание на автомобиль от шведского концерна Volvo, что уже весьма продолжительное время разрабатывает концепт-кар, облегчающий владельцу процесс парковки. И, признаться, им еще есть над чем поработать.
Во время демонстрации чудо - способностей автомобиля, тот "взбесился" и едва не припарковался на оператора. Бедняге повезло, и он отделался легким испугом.
Второй случай связан с автомобилем Ford-F150, которому владелец доверил самостоятельно справиться с параллельной парковкой. Инициатива "Форда" завершилась плачевно - аварией. Пикап "поцеловал" припаркованный автомобиль.
Но все же нужно отметить, покупая новый или б/у ford алматы или в любом другом городе вероятность ДТП намного ниже, нежели покупая какой либо китайский или отечественный автомобиль. Виновата ли хоть в чем-то электроника? Нет. Несет ли "робот" ответственность? Тоже нет. Единственная проблема состояла в пресловутом человеческом факторе. И он же был, есть и пока остается причиной того, почему мы не способны сконструировать действительно безопасный автомобиль на самоуправлении.
Только подумайте о том, что ваш прекрасный, новый автомобиль-робот, напичканный под завязку самой современной техникой и всякими датчиками соблюдения дистанции, системой выбора режима, сложнейшим ПО, отвечающим за функциональность всей системы… - все это собрано теми самыми несовершенными людьми, которым свойственны ошибки. Одна небольшая проблема, пропущенная в процессе производства способна спровоцировать целую цепь событий, результатом которых может стать серьезное ДТП. Невозможно спроектировать идеальную систему до тех пор, пока сами создатели не застрахованы от ошибок.
И все же, есть ли решение? Возможно ли реализовать пригрезившуюся инженерам концепцию мира, где по безопасным дорогам смогут двигаться автономные машины? Вряд ли. И стоит ли все так усложнять, если проблема безопасности движения в основном в самих водителях, и самим же водителям под силу решить их? Неужели так необходимо сделать селфи именно за рулем, именно посреди оживленного шоссе? Неужели драгоценная подруга предпочтет срочный ответ на СМСку вашей безопасности? Да и, в конце концов, так ли необходимо бросаться в крайности, решая "или человек, или машина"?
Симбиоз возможности самоуправления и нахождения под контролем человека-водителя на сегодняшний день может показаться неплохим решением. Уставший, сонный водитель в определенный момент сможет довериться своему верному автомобилю-роботу, а иной раз, в сложной дорожной ситуации, именно гибкий человеческий разум окажется способен найти подходящее решение для того, чтобы избежать аварии.